Узкоколейки Украины. Полесская кукушка.

Приветствую всех!
Ну что же, продолжу рассказ об узкоколейках Украины.

Первым пунктом в нашей поездке (и в списке здесь) значилась «Полесская кукушка».
Для того, что бы разобраться куда и когда отправляться с целью прокатится на «Полесской кукушке» достаточно понимать, что это ни что иное, как обычный (ну почти обычный) пригородный поезд №6391 сообщением Антоновка — Заречное. Или же №6392 сообщением Заречное — Антоновка. Ровенская область.
Расписание движения всегда можно посмотреть на сайтах типа «poezdato.net» и подобных. По состоянию на июнь — июль 2018 года поезд курсирует только в пятницу и воскресенье.
Начинать прогулку удобнее именно со станции Антоновка. Во-первых, потому что поезд отправляется и возвращается на станцию в один день (отправление со станции Антоновка в 6.40, а прибытие назад в 16.30), а во-вторых — до Антоновки можно добраться на «обычном» поезде. Да и на автомобиле до Антоновки добираться куда как проще.

В общем, с пунктом назначения разобрались. В путь!
С вечера пятницы загрузили машинку и субботним утром двинули в направлении славного града Киева (и других не менее славных городов) и далее на Ровно…



И вот так вот, не быстро спеша, с остановочками на завтраки и обеды к вечеру добрались до первой контрольной точки — с. Антоновка Ровенской обл.

Сначала я распереживался, правильно ли мы приехали, потому как перед собой я видел «обычную» железную дорогу. Но обойдя вокруг здания станции я увидел это:

И тут уж сомнения пропали. Оставалось лишь выяснить, курсирует ли «Кукушечка», потому как на тот момент уверенности в актуальности расписаний не было никакой.
Выяснив у дежурного по станции, что расписание актуально и, действительно, утром у нас предстоит прогулка на «Кукушке» мы отправились любоваться закатом на берег реки Горынь.

После чего, с разрешения дежурного по станции, запарковались прямо возле перрона узкоколейки и улеглись спать.
Ну а утром «Кукушечка» почти что застала нас врасплох. Пока мы разбирались с утренним кофе и туалетом (во всех смыслах) на пероне появилось некоторое количество людей, а после из-за угла выглянул «поездок» (так местные жители называют этот поезд) и началась, как нам показалось, очень спешная посадка.

Так что мы едва успели схватить рюкзак, закрыть машину и тоже прыгнуть в вагончик.
На сегодняшний день (точнее на день прогулки) в составе «Кукушки» три вагончика производства Демиховского машиностроительного завода. Внутри они выглядят примерно так:

Наш был 1985 года выпуска. Весьма молодой, особенно в сравнении с тепловозиком ТУ-7 1977 года, который остался единственным тепловозом на маршруте (к этому моменту я еще вернусь).

В общем, мы двинулись в путь!
Постараюсь немножко передать наши впечатления.
Если очень кратко — это просто какой-то сюрреализм! Как будто попадаешь в иную реальность!
Мерное постукивание колес, но совсем не такое, к какому мы привыкли в «обычных» поездах.

Побрякивание свободно колышущихся дверей и металлических трапиков на открытых переходах!

Да-да, переходы здесь открытые, а двери самопроизвольно открываются и закрываются при раскачивании вагончиков! С точки зрения безопасности — это, конечно же, не очень хорошо. Но как же это романтично, что ли!

А ветви деревьев трущиеся о вагончики и залетающая в окошки сбитая с них листва!
Эта поездка была нашим первым знакомством с узкоколейкой и именно в ней сложился некий, что ли, шаблон узкоколейки — змейка железнодорожного полотна петляющая по густым зарослям. И, обязательно, те самые веточки трущиеся об окна!

В дальнейшем этот шаблон только укрепился! Хотя много путей пролегает и по открытым участкам, но на всех узкоколейках, по которым нам удалось прокатится, как только поезд въезжает в лесистую местность, веточки в окно — неотъемлемый атрибут! ))

Но вернусь, непосредственно, к «Полесской кукушке». Вполне логично, что маршрут «поездка» пролегает по полесским просторам. Всю дорогу за окошком мелькают прекрасные лесочки, чередующиеся с небольшими лугами. Их красоту не испортила даже неконтролируемая беспорядочная добыча янтаря, следы которой все время попадаются на глаза.
Большинство станций на перегоне выглядит примерно так:

И только лишь конечная станция, Заречное, могла бы быть похожей на привычную железнодорожную станцию.
Могла бы. Если бы не была практически заброшенной.

Боюсь, что эти двери закрыты навсегда…

Здесь поезд стоит несколько часов, так что у туристов есть возможность перекусить (мы справились своими запасами), вдоволь нафотографироваться и, наверное, прогуляться по Заречному. Мы ограничились первыми двумя пунктами )))

Пока покушали, погуляли пришло и время отправления назад в Антоновку.

Назад мы ехали в последнем вагончике (ну он как-бы тот же, что был первым, но стал последним — оказывается, что у некоторых это вызывает вопросы 🙂 ) и от убегающего железнодорожного полотна нас отделял только поднятый трапик…

Так что стоять и наблюдать как «медленно дорога убегает вдаль» было вообще завораживающе!
Говорят, что это самый длинный деревянный железнодорожный мост в Европе:

Да, о пассажиропотоке. Несмотря на то, что «Полесская кукушка» для «УкрЗалізниці» является убыточной (как и другие узкоколейки), для местного населения она не перестает быть востребованной. Т.к. между селами, через которые проходит железная дорога другого пассажирского сообщения практически нет, то местные жители очень любят и ценят «Кукушку». Не могу объяснить как именно, но отношение людей к «поездку» очень хорошо читается. И здесь мы видели только хорошее. Забегая на перед скажу, что сравнить есть с чем…
На «поездке» дети (и не только) ездят купаться на «живительные» озера, куда приглашали и нас. Люди едут на ярмарку (и с нее), которая каждое воскресенье проходит на ст. Боровая.

Кто что-то прикупить, а кто и продать свои изделия.
Например, вот такую красоту ))

Люди нам в поездке встречались исключительно общительные и дружелюбные! Все делились номерами телефонов и приглашали в гости. Выходя на своих станциях прощались как с давешними друзьями! ))

В общем, из увиденного и услышаного можно сделать вывод, что если «поездок» перестанет, ходить, то местным жителям придется в корне менять устои своей жизни. А вероятность закрытия «Кукушки» велика. И такая угроза была уже не единожды.
Более того — она почти что постоянна!
Как я уже упоминал, сейчас эту железную дорогу обслуживает единственный тепловоз ТУ-7.
Из имевшихся ранее двух тепловозов ТУ-2 один давно стоит разобранным в депо в Антоновке, а второй, вероятно тоже разобранный, уже пару лет на ремонте в Харькове. Вот только завершится ли когда-то этот ремонт?
Ну так вот, непосредственно во время нашей прогулки с тепловозиком (единственным!) произошел небольшой форс-мажор. Не буду вдаваться в подробности, но вероятность обездвиживания состава была очень велика!
И только лишь благодаря сплоченным и грамотным действиям экипажа проблема была решена и состав двинулся дальше.
А если бы нет? То так бы и осталась «Кукушка» стоять посреди маршрута, т.к. ее, просто-напросто, не чем было бы отбуксировать.

Но как бы там ни было, на сегодня «Полесская кукушка» функционирует обеспечивая сообщения между затерянными в полессье поселками. И дает возможность не многочисленным туристам, типа нас, окунутся в иной мир!
И я очень рад, что первой нашей узкоколейкой стала именно «Полесская кукушка»! Она оправдала все наши ожидания и укрепила желание изучить эту частичку истории транспорта более детально!

Вот так вот, на самом деле очень кратко, о нашем знакомстве с узкоколейкой…
Ну а мы попрощались с экипажем (машинист очень профессиональный, но очень скромный 🙂 )…

И двинулись дальше. Продолжать знакомство с узкоколейками Украины…

Впереди Боржавская узкоколейка!
Но об этом в следующих записях.
Всем добра!

#750мм #узкоколейка #полесскаякукушка

Запись опубликована в рубрике Путешествия с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Узкоколейки Украины. Полесская кукушка.»

  1. Уведомление: Узкоколейки Украины. Вступление. | Типа мой сайт ))Типа мой сайт ))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *