Узкоколейки Украины. Боржавская узкоколейка. Часть 1

Рад приветствовать всех!
Продолжаю повествование о нашей прогулке по узкоколейкам Украины.
На всякий случай напомню о предыдущих записях:
Узкоколейки Украины. Вступление.
Узкоколейки Украины. Полесская кукушка.

Ну а мы поехали дальше — сначала во Львов, на утренний кофе…

Ну а потом, через перевал, естественно, в Закарпатье — знакомиться с «Боржавской узкоколейкой»

Забегая наперед скажу, что эта узкоколеечка далась нам не сразу и далеко не просто! Но обо всем по порядку )))

Для начала немного, так сказать, справки.
Касательно истории есть замечательная статья в украинской версии Википедии — Боржавська вузькоколійна залізниця.

Ну а от себя добавлю, что на сегодняшний день «Боржавская узкоколейка», точнее доступная простому туристу ее часть , представлена пригородным поездом Хмельник — Виноградово-Закарпатское (город Виноградов, но станция называется именно так), ну и, естественно, Виноградово-Закарпатское — Хмельник. Если быть точным, то даже четырьмя поездами — 6604/6603, 6606/6605, 6608/6607 и 6610/6609. Правда тягает их один тепловозик, но об этом тоже позже…
По состоянию на август 2018 года курсируют они три дня в неделю — понедельник, четверг и воскресенье. Расписание, опять таки, можно посмотреть на том же Poezdato.net

Ну а теперь продолжу, непосредственно, повествование.
В общем-то, примерно этой информацией мы и располагали планируя поездку.
Только была еще информация, из разных источников, о том, что действует и ветка Хмельник — Иршава, но была она какой-то противоречивой (в той же Вики это я уже после поездки поправил о состоянии на сегодняшний день), что затрудняло выбор «точки старта».

Переварив расписание становилось понятно, что единственный подходящий нам день — понедельник, т.к. воскресенье мы посвятили «Полесской кукушке», а до четверга растягивать ожидания не могли, т.к. впереди было еще три точки.
Решено было отправляться в Хмельник. Мы вполне успевали на последний рейс в Виноградов (а при большом желании и на предпоследний) с возможностью вернуться назад в Хмельник. А по утру во вторник совершить пешую прогулку в направлении Иршавы.

Вроде бы все продумали, все хорошо складывалось. И даже к предпоследнему рейсу успевали, хоть и впритык.
Но, как гласит любимая поговорка моего тестя: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги…»
Наш план начал крошится на кусочки, когда выяснилось, что станция Хмельник находится не совсем в Хмельнике. Более того, никто из встреченных нами жителей Хмельника толком нам не смог объяснить, где же она.
Так, в общих чертах: «Отам, через поле, де корів пасуть. Але не знаємо, чи ви там проїдете…»
Что ж, на предпоследний рейс уже опоздали, но еще есть время до последнего.

Поехали искать станцию!
Сомнения местных жителей были не напрасны. Машина у нас, прямо скажем, совсем не вездеход. После того, как пару раз я чуть не засадил ее в жидкой глине, стало понятно, что еще один брод и поиски станции превратятся в поиски трактора. Посему было решено аккуратненько выбираться назад.
Но Google, зараза, говорил, что станция где-то рядом, потому мы, спешившись, еще немножко продвинулись дальше и нашли, таки, железную дорогу!

Но станцией в округе и не пахло. Посему, мы «зачекинились» и стали выбираться на трассу.

Так просто сдаваться мы не собирались! Из всего прочитанного в интернете у нас сложилось мнение, что «центром» «Боржавской узкоколейки» является Иршава. Следовательно, дальнейший маршрут был предопределен.

Не смотря на то, что в расписании маршрута Хмельник — Иршава мы не нашли, а увиденная нами железная дорога явно не использовалась давно у нас теплилась надежда, что именно в Иршаве нам удастся познакомится с очередной узкоколейкой в полном объеме. Т.е. проехаться по ней. Ну мало ли, может просто расписания нет на сайте, а виденное нами полотно — вообще никакого отношения к «Боржавской узкоколейке» не имеет? Но нет, чем ближе мы подъезжали, тем понятнее становилось, что поезда здесь уже не ходят.

Но станция, таки, обнаружилась (долго сравнивал свое фото с фото из Википедии — думаю, что это то самое здание из 1930-х годов, просто слегка перестроенное).

Вот только все, в чем может пригодиться эта станция — покупка билетов на поезда, проходящие через другие станции. Так что, зачем здесь такой зал ожидания — даже не знаю ))

К нашему счастью, на станции оказался весьма дружелюбный дежурный! Точнее — дружелюбная )))
Она рассказала нам немножко о попытках возродить узкоколейку, о не прижившемся туристическом маршруте…
Показала схему железной дороги (интересный факт — если верить схеме, то между станциями Берегово и Виноградов проходит (или проходило) два полотна с разной колеей — «стандартная советская» и «стандартная европейская»), которая, к сожалению, уже не актуальна… И сказала нам, что если хотим, все же, прокатиться на поезде, то надо быстренько мчать в Виноградов! Еще есть шанс успеть!

Вот, практически, и все, что осталось на сегодняшний день в Иршаве от «Боржавской узкоколейки».
Да еще вот такие механические семафорчики…

Ну а мы мчим в Виноградов!
Добрались быстро. И станцию нашли без проблем. Она, по сути, общая со «стандартной» колеей, только колеи по разные стороны от здания. И билеты в кассе не продают. Как и в «Кукушке» — в поезде есть кондуктор. Кстати, в интернете часто упоминается, что местные жители называют поезд «Анця Кушницкая». Почитав историю я понимаю, откуда пошло это название, вот только я так и не услышал, чтобы местные жители называли нынешний поезд этим именем. Если кто и использует какое-то особое название, то единственное, что я слышал: «Малий поїзд».

Но вернемся к повествованию.
Первое, что бросается в глаза, когда выходишь к колеям — мусор! Много мусора!
Позже (гораздо позже) нам стало понятно, откуда он, но первое впечатление от этого знания не меняется…

Но вот из зарослей кустарника появился поезд и настроение начало меняться!

Вот он, долгожданный!

Т.к. поезд со станции Хмельник назад в Виноградов в тот день уже не возвращался бы, то мы решили проехать на нем одну станцию и вернуться назад (около 6-7 км) пешком. Позже выяснилось, что поезд будет отправляться несколько позже, чем значилось в расписании, т.к. скоро должен был прибыть какой-то поезд на основную станцию и на нем могли приехать еще пассажиры на узкоколейку. Без них мы были единственными пассажирами ))

Тем временем заметно вечерело. Мы прикинули, что топать среди ночи 7 км по незнакомым местам особого желания у нас нет, потому договорились с машинистом, что проедем пару километров, а потом он сбавит ход и мы выскочим (такое на узкоколейках практикуется) и потопаем к машине.

С этими мыслями мы и разместились в вагончике и стали ждать. Ждать. Ждать.

Кстати, вагончики здесь помоложе, чем у «Кукушки», но нас в них не покидало ощущение какой-то запущенности…

Да, почему так много «ждать» строкой выше? Потому что ждать нам пришлось гораздо дольше, чем ожидалось.
Когда пришла пора отправляться — наш тепловозик не завелся. Сели аккумуляторы. Сильно сели.
Машинисты что-то там колдовали, а мы ждали…

В какой-то момент стало понятно, что наша прогулка сегодня уже не состоится, а ждать до завтра в наши планы не входило. Да и неизвестно, чего ждать.
Так что, попрощавшись с машинистами и «Малим поїздом» мы отправились изучать оставшиеся узкоколейки.
Следующим пунктом у нас значилась Колочава.

Ну а «Малий» остался стоять в Виноградове…

Но на этом наше знакомство с «Боржавской узкоколейкой» не закончилось!
Продолжение будет! )))

Всем добра!

Продолжение истории

#750мм #узкоколейка #боржавскаяузкоколейка

Запись опубликована в рубрике My Life, Путешествия с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Узкоколейки Украины. Боржавская узкоколейка. Часть 1»

  1. Уведомление: Узкоколейки Украины. Вступление. | Типа мой сайт ))Типа мой сайт ))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *