Узкоколейки Украины. Гайворонская узкоколейка.

Приветствую всех!
В очередной раз нарушу хронологию нашей экспедиции и расскажу о третьей (и последней) узкоколейке Украины имеющей пассажирское сообщение — Гайворонской узкоколейке.

Еще несколько месяцев назад маршрут этой узкоколейки можно было назвать «Рудница-Гайворон-Голованевск», но, к сожалению, по состоянию на июнь 2019 года в эксплуатации остался только участок Гайворон — Рудница. На ветке Гайворон — Голованевск часть пути разобрана, вроде как для ремонта путей широкой колеи (на том участке узкая колея лежит на одних шпалах с широкой, как это выглядит я покажу ниже), но в то, что ее восстановят работники узкоколейки верят с трудом.

Вообще, нынешняя Гайворонская узкоколейка — это малые остатки некогда огромной сети узкоколейных железных дорог Южного общества подъездных путей. Возникла эта сеть, как и ее карпатские коллеги, для удовлетворения промышленных нужд, только в этих краях это была не лесозаготовительная, а сахарная промышленность.
Со временем большая часть сети была перешита на широкую колею, а часть попросту разобрана за ненадобностью.
Максимум информации об истории этой узкоколейки (как и прочих) можно найти на сайте С. Болашенко.
Ну а я же, как обычно, постараюсь коротко рассказать о нашем с нею знакомстве.

Итак, напомню — Гайворонская узкоколейка имеет пассажирское сообщение и потому один из способов по ней прогуляться — проехаться на одном из пригородных поездов по маршруту Гайворон — Рудница, ну или же Рудница — Гайворон. На сегодня это поезда 6271, 6273 и 6272, 6274 соответственно. Их расписание, как обычно, можно поссмотреть, например, на сайте poezdato.net.

Как добираться?
Немножко изучив вопрос могу сказать, что на общественном транспорте проще добираться до ст. Руднца, т.к. по ней проходит достаточно много поездов широкой колеи (собственно, именно с целью добраться до этих поездов многие пассажиры и используют узкоколейку). Ст. Гайворон же, хоть и имеет достаточно развитую сеть широкой колеи, но с пассажирским сообщением там гораздо хуже. На сколько я понял, кроме узкоколейки есть еще всего лишь одна «электричка» на Винницу, которая и ходит-то не каждый день.
Мы же добирались до узкоколейки на автомобиле, потому Гайворон нам показался более удобной точкой.
Ну казалось бы, что может быть проще? Особенно в пору высоких технологий! Забил в навигатор пункт назначения и в путь!
Мы так и поступили. Но, видимо, добраться до узкоколейки без проблем — это не про нас.
Мы уже встречали по пути узкую колею, до заданной точки оставалось уже совсем чуть-чуть, но вдруг в городке Ульяновка (он же — Благовещенское) мы уперлись вот в такую красоту…

И все бы ничего, но когда я задал вопрос прохожим по поводу того, как добраться до Гайворона, то услышал в ответ саркастическое «Ну хіба що на самольоті…»
В общем — приехали!
Я уже начал размышлять над тем, что же мы делаем не так. Почему они (узкоколейки) даются нам так непросто?
Но тут второй прохожий, с чувством юмора у которого, видимо, все не так гладко как у первого подсказал мне, как обойтись без самолета и дав крюк в несколько километров все ж доехать до Гайворона на автомобиле.
К тому, что добираться до узкоколеек надо не по дорогам, а по тому что от них осталось мы уже привыкли, ведь основная причина, по которой они еще живы — это то, что другой общественный транспорт в тех краях не курсирует. Именно из-за отсутствия тех самых дорог. С Гайвороном исключения не произошло.Но разве это нас останавливало? ))

Добравшись до Гайворона, как обычно, мы поспешили на железнодорожный вокзал, чтобы убедиться в актуальности расписания.

В кассовом зале я никого не обнаружил, так что, уже по традиции, пришлось обращаться к дежурному по станции. К нашей радости расписание оказалось актуальным и т.к. мы ранее уже решили, что поедем в Рудницу воскресным утренним поездом, то мы отправились на поиски гостиницы для ночлега. Не могу не порекомендовать — заселились мы в отель-ресторан «Нептун» на берегу Южного Буга. Отличное место! И т.к. с этой задачей мы справились довольно быстро, то я не смог не воспользоваться возможностью проводить вечерний поезд на Рудницу (именно его фото в начале записи) и, благодаря уже упомянутому дежурному по станции, совершить небольшую экскурсию по закрытой территории. Но к этому я вернусь позже.

Поутру воскресенья быстренько загрузили вещи в машину и помчали на станцию.
В отличии от посещенных ранее узкоколеек здесь нам почему-то порекомендовали билеты купить в кассе вокзала. Хотя в поезде оплатить тоже можно.
В общем, купили билетики и стали ожидать поезда.

Вскоре со стороны депо появился тепловозик ТУ2-274, который и потянул наш состав длиною аж в один вагон!

Почему всего один вагон, при том, что он был заполнен полностью? Этот вопрос крутился у меня в голове до тех пор, пока в беседе с машинистом не выяснилось, что не смотря на обилие вагонов на станции, пригодных для эксплуатации их всего три. И два других вагончика используются для второго состава, который более востребован.

Вагончики, кстати, везде вроде бы и одинаковые, но при этом все разные. У нашего была новая для нас компоновка. С вещевыми ящичками под сидением и с купе проводника (с табличкой «СЛУЖЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ»)!
Туалет и кочегарка также присутствовали.

Кстати, вот уж где действует поговорка «в тесноте — не в обиде», так это в вагончиках узкоколейки. Ну в маршрутках на базе «Газели», конечно, тоже, но то другая история…

Ну а что же могу рассказать о маршруте…
Если быть до конца откровенным, то в пути было несколько скучновато, но это, наверное, от того, что гайворонская узкоколейка была последней в нашей «экспедиции» и все уже было весьма и весьма знакомо.
Начало пути проходит параллельно с широкой колеей, которая потом убегает вправо и узкоколеечка продолжает путь в одиночестве…

Первым интересным объектом на пути встречается весьма живописный мост через Южный Буг (фото с обратного пути, но сути это не меняет).

Иногда встречаются капитальные, но, к сожалению, заброшенные каменные станции…

Но большинство станций «классические узкоколейные» )))

И конечно же привычные веточки в окно…

Сойти между станций, в чистом поле, так сказать, здесь тоже считается в порядке вещей…

В общем — узкоколейка как она есть )))

Конечным пунктом является станция Рудница.

Здесь, как уже упоминалось, узкоколейка снова пересекается с широкой колеей и большинство пассажиров остается ожидать своего «большого» поезда.
Ну а мы же перекусили сами, покормили вот этого замечательного привокзального песика…

Дождались пока перестыкуется тепловозик…

И отправились в обратный путь.
Да, чуть было не забыл, но об этом нельзя не упомянуть.
Есть еще одна интересная станция на гайворонской узкоколейке — станция Бершадь.
Интересна она тем, что по станции проходит две колеи, т.е. здесь возможен разъезд поездов. Но поистине уникальной ее делает то, что это единственная узкоколейная станция в Украине на которой можно увидеть сразу два пассажирских поезда!

И именно на этой станции я узнал что такое железнодорожный жезл!

Ну вот, вкратце, почти и все, что мне хотелось рассказать о гайворонской узкоколейке.
Но почти!
Осталось еще несколько изюминок.
Как упоминал в начале записи — мне удалось попасть на пару закрытых территорий.
И даже проехаться в кабине тепловозика к тем самым изюминкам )))

Одной из этих изюминок является единственный в Украине по настоящему действующий узкоколейный паровоз, правда тоже в процессе ремонта — ГР-280.

Кстати, его фото я обнаружил в гостинице, в которой мы останавливались. Какой год на фото, к сожалению, выяснить не удалось.

Здесь же отдыхают и еще два тепловозика — ТУ2-263 и ТУ2-179, который, если не ошибаюсь, в прошлом году очень сильно пострадал от пожара, но уже полностью восстановлен.

Ну а второй изюминкой является автомотриса на базе автомобиля ЗИМ, которую мне тоже удалось пощупать. Ходили слухи, что ее навсегда забрали в киевский музей, но нет — на самом деле в Киеве ее немножко освежили, подержали на выставке и она вернулась домой.

Есть в Гайвороне и паровозик на пьедестале — Мт-202.

А еще я забыл об одном интересном экземпляре (быстренько это исправляю) — футуристического вида путевой снегоуборщик!

К сожалению, никакой маркировки я на нем не обнаружил, кроме инвентарного номера, который в поиске информации ничем помочь не смог. И всевозможные поиски в интернете, что же это такое, результатов не принесли.

Ну и, конечно же, не могло обойтись без узкоколейного кладбища…

И напоследок, как и обещал, пару кадров о том, как узкая колея уживается на одних шпалах с широкой.

Ну вот теперь о Гайвороне и все.
Но пару записей об узкоколейке еще точно будет.

Всем добра!

#750мм #узкоколейка

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Путешествия с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *